
Короткий полет ангела: Мария Ивановна Кочубей
(урожд. Барятинская)(1818-1843).
Не думайте прощаться навсегда…
Когда душа детей уходит к Богу —
На небе загорается звезда,
Она всегда укажет вам дорогу…1
Всегда тяжело вести повествование о тех, кто рано ушел из жизни. Тем более, о тех, кому судьба, казалось бы, даровала все: богатство, положение в обществе, красоту, личное счастье.

М.И.Кочубей. 1837 (?).
Робертсон К. ГМИИ. Татарстан.
Князь М.И. Кочубей. Фото. Конец XIX в.
Архив Киджи. Аричча. Италия.
Фрейлина Мария Барятинская славилась при дворе как одна из первых великосветских красавиц. По свидетельствам ее близкой подруги, дочери Николая I, великой княжны Ольги Николаевны (1822-1892): «Мария Барятинская была блондинка с черными бровями, и ее взгляд, если она кому-нибудь симпатизировала, был полон тепла, которого я не встречала больше ни у кого, кроме Императрицы Марии Александровны (супруги Императора Александра II — авт.), возможно, потому, что я искренне любила обеих»2.
В октябре 1836 г. этот взгляд покорил приятеля и сослуживца по Кавалергардскому полку ее старшего брата Александра Барятинского — Жоржа д’ Aнтеса3. «Чтобы поступить в императорскую гвардию Дантесу пришлось в 1834 г. взять в долг необходимую для экипировки крупную сумму. Его названный отец, барон Геккерн, погасил долг только в 1835 г.4«. Было ясно, что для создания необходимого положения в столице красивому поручику следовало выгодно жениться.
Неудивительно, что с марта 1836 г. он зачастил с визитами в дом княгини Марии Федоровны Барятинской. Весной-летом 1836 г. на великосветских приемах ее младшая дочь постоянно танцевала только с д’ Aнтесом. Однажды Мария Барятинская записала в своем дневнике: «Maman рассказала мне, что Геккерн-младший навещал ее в городе и что он сказал в ответ на один из ее вопросов, что является большим поклонником прекрасного и, что нет матери красивее нее и дочери прелестнее меня. Он передавал мне почтительнейшее уважение»5.
Казалось-бы все идет к свадьбе. Одиозный француз даже посватался к княжне. Но неожиданно последовал отказ, ибо Барятинским стало известно, что в это же время д’ Aнтес нахально ухаживал за замужней дамой — Натальей Николаевной Пушкиной. Шокированная Мария тут же отразила этот факт в дневнике: «Maman узнала через Трубецкого, что Дантеса отвергла госпожа Пушкина. Возможно поэтому он хочет жениться — назло! Я буду знать, как благодарить его, если он посмеет просить моей руки»6.
Дальнейший ход событий нашел отражение в мемуарах Великой княжны Ольги Николаевны в 1838 году: «Между гостями Mama (императрицы Александры Федоровны — авт.), в ее зеленом кабинете, где по большей части читали вслух, часто бывали княгиня Барятинская с дочерью Марией. Ее застенчивость и скромность показались мне родственными и вскоре мы подружились. Она была серьезной и глубоко верующей. Дружба между нами была такой, о которой я всегда мечтала: она облагораживала наши натуры. Мы обе были полны идеалов соответственно нашему возрасту и при всей нашей сдержанности очень мечтательны. Мы особенно ревниво оберегали наши желания, мысли и идеи от постороннего взгляда… В 1841 году она вышла замуж за Михаила Кочубея, а 18 месяцев спустя ее не стало. Она скончалась от зловещей лихорадки в несколько часов. как коротка была эта дружба! Но след ее остается неизгладимым в моей душе… Мария походила на ангела. В ней я нашла отголосок меня самой, и эта четырехлетняя дружба была прекрасна»7.
Таково прекрасное эссе великой княжны о краткой жизни Марии Барятинской.
Когда она вышла в 1841 г. замуж за князя Михаила Викторовича Кочубея (1816-1874) нельзя определенно сказать что нашла свое семейное счастье. По крайней мере, трудно найти определенные доказательства оного.
Супруг ее был сыном дипломата и министра внутренних дел Российской империи Виктора Павловича Кочубея8. Как вспоминал В.А. Инсарский, князь Кочубей «был любезный и приветливый человек, но в глубине души он был эгоист и эгоист в грубой форме «9.
Кочубей Михаил Викторович (1816-1874).
Сын дипломата и министра внутренних дел Российской империи Виктора Павловича Кочубея и статс-дамы Марии Васильевны Васильчиковой.
14 октября 1828 г. пожалован в камер-пажи за заслуги отца. В 1834-1843 гг. состоял на воинской службе. 22 апреля 1834 г. произведен вкорнеты Кавалергардского полка. С 28 января 1836 года — поручик. 21 апреля 1840 г. назначен штабс-ротмистром. После смерти жены 30 ноября 1843 г. князь вышел в отставку с переименованием в чин надворного советника, и 11 декабря того же года был зачислен в IV отделение Собственной Его Величества канцелярии.
25 июня 1845 г. был пожалован придворным званием «в должность церемонимейстера». В 1846-1851 гг. — ворденском Капитуле. В 1851 г. был пожалован придворным званием «в должности гофмаршала». По словам Инсарского, в эту должность Кочубей был «втащен на дамском шлейфе графиниЕ. Тизенгаузен». В 1852 г. был назначен вице-президентом Придворной конторы с производством вдействительные статские советники. Деятельность князя не знала границ. В 1852 г. — гоф-маршал двора и вице-президент придворной конторы М.В. Кочубей организовал акционерную золотопромышленную компанию «с целью производства золотого промысла в Восточной и Западной Сибири, в Оренбургской губернии»10. Но за интриги против А.П. Шуваловабыл удален от двора.
Уйдя в отставку, в 1857 г. уехал за границу. В Париже Кочубей познакомился с дочерью французского актера Марией Евгенией Аликсой де Брессан. Ее отец — Жан Батист Проспер де Брессан — в 1838-1849 гг. играл во французской труппе Михайловского театра в Петербурге, получив бриллиантовый перстень за успешный бенефис в 1841 г. Директор императорских театров А.М. Гедеонов отмечал, что «вряд ли можно было найти другого артиста на трудное и в самом Париже редкое амплуа первых любовников»11.
Мария Евгения Аликса де Брессан (1838 — 1909) стала супругой Кочубея в 1867 г. Венчание состоялось в Петербурге в Троицком соборе. Аликса де Брессан, приняв православную веру, стала величаться Александрой Просперовной Кочубей. Их дети Лев (1868) и Мариам (1866), рожденные в Париже до брака, были признаны законными, взяли фамилию отца и вступили во все родственные права и преимущества.
Итак, дети Кочубеев:
- Михаил Михайлович (1860-1937), был женат на Ольге Васильевне Шереметевой (1872-1967), дочери В.П. Шереметева и фрейлины О.Д. Скобелевой — дочери Д.И. Скобелева. В первом браке, который закончился разводом, Ольга Васильевна была замужем за П.А. Демидовым (1869-1935).
- Лев Михайлович (1862 — 1927), в 1893 1911 гг. был женат на графине Дарье Богарнэ (1870-1937), дочери герцога Евгения Лейхтенбергского и Дарьи Опочининой. Род Кочубеев-Богарнэ прервался со смертью их сына Евгения Львовича (1894-1951).
- Виктор Михайлович
- Мариам Михайловна (1866-1954) — фрейлина (1891), замужем за генерал-адъютантом К.Д. Ниловым (1856-1919).
- Наталья Михайловна (15.03.1869;Париж-?)
- Александр Михайлович (1869-1889) — воспитанник Императорского Александровского лицея.
В 1873 г. стал Подольским предводителем губернского дворянства. Спустя 7 лет Кочубей скончался в Киеве в чине шталмейстера. Похоронен в Кочубеевской церквиСергиевой Приморской пустыни, рядом с первой женой — Марией Барятинской. Овдовев, Брессан вышла замуж за барона д’Артига.
Долгое время считалось, что Мария Ивановна умерла скоропостижно от лихорадки.
Но наличие имени ее светлости в списках постояльцев отеля «Ай-хельштейн» города Бад-Эмса12 свидетельствует о том, что симптомы заболевания проявились не так уж неожиданно. «Её светлость княгиня Кочубей, урожденная Барятинская со слугой из Петербурга» лечилась на курортах города Эмс с 30 июля по 30 августа 1842 г.13. На излечение Мария Ивановна приехала по совету старшего брата Александра, находившегося на излечении здесь в 1838 г.14. Считалось, что воды Эмса полезны «для людей раздражительных и нервных, а в особенности для женщин»15.
Затем переехала на лечение в Италию, где и скончалась 20 января 1843 г. Барон М. Корф писал в дневнике: «Умерла неожиданно в Италии молодая княгиня Кочубей, свадьбу которой, с жалкими ее последствиями, я записал в 1841-м г. Злые языки уверяют, что она и умерла — девицею. Как бы то ни было, но до свадьбы она цвела здоровьем, а потом скоро начала чахнуть, так что принуждены были искать для нее спасения под синим небом Италии… Она была одною из прелестнейших женщин нашего двора»16. Вначале была захоронена в столице Королевства обеих Сицилий — Неаполе.
Но затем Леонилла Витгенштейн организовала отправку останков младшей сестры в Россию.
Была окончательно погребена в Кочубеевской церкви на кладбище Сергиевой Приморской пустыни17. Через полтора года, 25 июля 1844 г., опечаленный супруг заложил над прахом Марии Кочубей в Троице-Сергиевой пустыни Стрельны церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (архитектор Р.И. Кузьмин, завершил в 1846-1852 гг. — Г.Э.Боссе). Зданию были приданы формы флорентийского баптистерия. Очертания купола напоминали купольное завершение собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Церковь впоследствии стала семейной усыпальницей фамилии Кочубей.

Михаил Кочубей после смерти супруги продолжал поддерживать родственные отношения с семьей Барятинских и даже неоднократно навещал фамилию Барятинских-Витгенштейн в Италии и Германии, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Одна из них опубликована выше.
Как уже отмечалось выше, в память о безвременно скончавшейся любимице, ее мать — княгиня Мария Барятинская — создала в Петербурге Мариинский приют для бедных женщин. Приют расположился в приобретенном ею деревянном здании по соседству с собственным особняком — на Сергиевской ул., 52. Позже там открыли женскую и детскую больницы, ясли для дневного пребывания малолетних детей (приют «Marien Asyl«) и школу рукоделия для девочек. В следующем году княгиня основала первую в России общину сестер милосердия (первоначальное имя — «Общество сестер милосердия Литейной части города»), которую при основании приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна18.
Обе старшие сестры достаточно долго носили траурные одежды. Публикуемый выше портрет долгое время хранился в коллекции Василия Петровича Кочубея (1868-1940) в его Киевском особняке.

i Жерихина Е.И. Литейная часть от Невы до Кирочной. 1710–1918. — СПб., 2006. — С. 393 (указ.); Сестры милосердия России. — СПб., 2005. — С. 69-76.
i Известный курорт земли Рейнланд-Пфальц (Германия). Эмские источники были извест-ны еще в римские времена. С 1870-х гг. Бад-Эмс стал привлекать многих монархов и людей культуры из России (императора Александра II, Ф. Достоевского, В. Верещагина и др.) Князь П.А. Вяземский посвятил курорту несколько стихотворений, в том числе «Красивый Эмс» (1875).
iiПеречень посетителей г. Эмс. 1840-1845. (Emser Fremder-Liste) — Bad Ems, 1853-1931. — С.271.
iii В 1838 г. в боях с кавказскими горцами Александр Иванович неоднократно получал тяжелые ранения.
iv Цит. по: Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.
v Корф М. Воспоминания старого библиотекаря// «Историческій Вестникъ», — Т. XXXVIII, — С. 70
vi http://drevo-info.ru/articles/5216.html. Открытая православная энциклопедия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был заложен 25 июля 1844 г. над прахом княгини. Взорван в 1964 г.
i РГИА. Ф. 1265. Оп.1. Д.135.
ii РГИА. Ф.497. Оп.1. Д.7837. Л.30.
i См. выше.
ii Кочубей Виктор Павлович (1768—1834) — государственный деятель, министр внутренних дел Российской империи(1802-1807, 1819-1823), председатель Государственного совета (1827-1834) и Комитета министров (1827-1832), канцлер Российской империи (1834). В 1862 г., составляя список самых выдающихся личностей в российской истории для изображения на памятнике «Тысячелетие России», император Александр II включил в число этих 129 фигур и В.П. Кочубея
iii Инсарский В.А. Записки // Русская Старина. 1894. — Т. 5. — С. 19.
i Великая княжна Ольга Николаевна. Воспоминания. «Сон юности» (18251846).- СПб.
ii Пушкин А. Карамзин и др. Из писем 1836-1837 гг. Письма (4-7). После роковой дуэли в феврале 1837 г. Александр Барятинский проявлял сочувствие к своему приятелю Дантесу. Это видно по его письму к арестованному на гауптвахте Дантесу, где, сетуя о том, что «вследствие строгости караульных офицеров» он не может больше его посещать, Барятинский заверяет его: «верьте по-прежнему моей самой искренней дружбе и тому сочувствию, с которым относится к вам вся наша семья». Подписано: «Ваш преданный друг»
iii Цит. по: Жерихина Е.И. Аристократические особняки Санкт-Петербурга. — СПб: Изд-во «Аврора»., 2019. — С.162.
iv См. выше. — С.163.
v См. выше.
i URL: https://www.babyblog.ru/community/lenta_cat/poteri/2005/26
